Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).
Поскольку в символике и событии Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий.
Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества».
В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели Цветоносной, или Цветной.
На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.
Вечером, 12 апреля, накануне праздника Входа Господня во Иерусалим (Недели Ваий), в храмах Татищевского благочиния священники совершили всенощное бдение.
В стихирах праздника содержался призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!». Всё живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания нашего ради спасения.
В текстах праздничной службы показано исполнение ветхозаветных пророчеств: патриарха Иакова сыну Иуде о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Иисус Христос); пророка Захарии о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на молодом осле: «…се Царь твой гряде́т тебе́ пра́веден и спаса́яй, Той кро́ток, и всед на подъяре́мника и жребца́ ю́на».
После чтения Евангелия и 50-го псалма было совершено традиционное освящение ваий (верб).
Утром, 13 апреля, в Неделю 6-ю Великого поста, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в храмах были совершены Божественные литургии.