Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

9 июня, в Неделю 6-ю по Пасхе, в храмах читается отрывок из Евангелия от Иоанна об исцелении Господом Иисусом Христом слепорождённого (Ин.9:1–38 (зач. 34). Святая Церковь чтит память праведного Иоанна Русского, исповедника, празднует обретение мощей преподобного Нила Столобенского

Вечером 8 июня, в храмах Татищевского благочиния священники совершили всенощное бдение.

9 июня 2024 г. — 6-я неделя по Пасхе, это последний воскресный день празднования Пасхи в этом году, а в среду будет уже отдание праздника, когда пройдет 40 дней с самого праздника Пасхи. И сегодня Церковь для нашего внимания предлагает нам историю о том, как Господь наш Иисус Христос даровал зрение человеку, который родился слепым. Как говорит Евангелие, когда Господь проходил, увидел этого человека и умилосердился над ним. Ученики стали спрашивать у Него, почему тот родился слепым? Ведь это казалось несправедливым. Обычно в сознании людей было, что Господь какими-то болезнями наказывает за какие-то грехи. А тут невинный младенец рождается без глаз. И они спрашивают: «Кто согрешил, он или его родители, что он родился слепой?» Потому что перед этим Господь исцелил человека парализованного и сказал ему: «Иди и больше не греши, потому что ещё хуже может стать». Т.е. в том случае была видна связь болезни с грехом. Ученики запомнили это, но тут уже не понимали, за чьи грехи страдает невинный младенец. А Господь сказал: «Ни он не согрешил, ни его родители, а это с ним случилось, чтобы на нём была явлена слава Божия».

Наверно за всю историю человечества никто — ни пророки, ни святые — не могли вот так даровать зрение, когда у человека вообще не было глаз. Да, были исцеления людей слепых, но с глазами, которые чем-то болели, а у этого вообще не было глазных яблок. Господь взял Свою слюну, смешал с землёй, помазал ему глаза и говорит: «Иди, умойся в купели, в источнике Силоам». Силоам — значит «посланный». В Ветхом завете этот источник так назывался, потому что он был не обычный: к нему приходили люди, посланные пророками. И тогда в нем была вода. А если приходил человек грешный и не кающийся в грехах, воды там не было. Но есть и ещё вариант, что с тех пор его стали именовать Посланный, когда Христос послал туда этого человека. А сам источник был за городом Иерусалимом.

И вот этого слепого, которого все знали с рождения, что он ходил просил милостыню и не мог работать по своей болезни, вдруг видят, что он идёт, намазанный грязью, идёт к этому источнику, и вдруг он оттуда возвращается уже с глазами, он прозрел. Это чудо быстро распространилось по Иерусалиму, узнали об этом и еврейские духовные вожди фарисеи. Зовут к себе этого слепого и говорят:

— Ты действительно родился слепым?

Он говорит:

— Да.

— А как же ты стал опять зрячим?

— Вот человек Иисус мне даровал зрение.

Это было в субботу, а в субботу по иудейским обычаям делать ничего было нельзя. Иудеи это так понимали, что вообще ничего нельзя делать, даже что-то хорошее. Было такое превратное понятие. Поэтому они говорят:

— Но этот человек не может быть от Бога, потому что он субботу нарушает.

И зовут родителей этого слепого. Они никак не могут поверить в это: как это человек прозрел, откуда у него глаза взялись? Родители приходят, их спрашивают:

— Это ваш сын?

— Да.

— Он родился слепым?

— Да

— А как же он теперь видит?

А они испугались, потому что кто Христа исповедовал даже просто пророком, того отлучали от синагоги. Они испугались и говорят:

— Мы знаем, что он слепым родился, а теперь видит. А уже как так получилось, сами у него спросите, он сам взрослый. — Т.е. они как бы ушли от ответа.

Опять спрашивают фарисеи исцелённого:

— Как ты родился слепым и теперь видишь?

— Ну я же вам уже сказал, что меня исцелил Иисус. Вы наверно хотите быть Его учениками?

— Нет, это ты Его ученик, а мы Моисея ученики. И мы не знаем, кто это такой.

И тут этот бывший слепец говорит гениальную фразу:

— Вот это и странно. Вы духовные учителя и не знаете откуда Он. Кто может дать зрение слепорожденному? Только Бог. И грешников Бог не слушает, а только тех, кто волю Божию исполняет. Вот и странно, что вы не знаете откуда Он.

Что они могли в ответ сказать на очевидную истину? Они говорят:

— Ты сам грешник, родился во грехах весь, иди отсюда.

Потом Христос его уже встретил, этого исцеленного человека, и говорит: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» А он спрашивает: «А кто Он?» Христос говорит: «Ты видел Его, и говорит с тобой». И тогда слепец поклонился Ему.

Почему Христос его потом встретил? А потому что тот не испугался исповедовать Христа, что Он от Бога и такое чудо сотворил. Он бы мог смалодушествовать, как все люди порой. А он стал даже перечить учителям духовным. И вот за такое дерзновенное исповедование Господь ему явился Сам потом и открыл ему, Кто Он такой. Этот человек прозрел не только телесно, он прозрел и душевно, духовно, Он увидел Христа, пришёл к Богу. А фарисеи, которые думали, что они что-то видят и понимают в законе Божием, оказались как раз наоборот слепыми.

Есть такой грех, о котором говорит Господь и который не простится не только в этой, но и в вечной жизни, — это хула на Духа Святого. Что это такой за грех? Это когда очевидные вещи люди не принимают. Сколько там свидетелей было? Да и они сами знали, что он слепой был. Чудо же — признайте, что это чудо и что это сделал Христос. Что вам мешает? Что бы вы там не думали, не обсуждали — вот, очевидная вещь. А они всё-таки говорят: «Нет, ты прославь Бога, тебя Бог исцелил, а Иисус мы не знаем откуда, он грешник». Очевидные вещи люди не хотят видеть. Такой грех не то, что Бог не хочет прощать, а это люди отказываются верить в воплощенного Сына Божия, в Бога и Человека Иисуса Христа.

Что греха таить, мы часто бываем тоже слепыми. Не вот этими глазами, а глазами нашего ума, нашей души. Что нас делает слепыми? Наши грехи, греховные предубеждения — то, что идёт от греховной нашей натуры, нашей природы, поврежденной грехом. Это нас часто ослепляет. И человек часто в таком ослеплении делает непоправимые поступки, за которые потом может всю жизнь каяться, а уже назад не повернёшь. Т.е. грех ослепляет человека — не телесно, а духовно.

Мы на эту жизнь смотрим телесными глазами, видим материальный мир, а понятия у нас откуда? От нашего ума. И ум должен быть просвещен от Бога. Тогда он увидит всё, как оно есть на самом деле. Но к сожалению, далеко не у всех так. Это у святых так было и у людей, которые живут свято. А у нас как? Поэтому надо не себе доверять, что «я решил», «я понял», а искать истину в Святом Евангелии, в Церкви, в писаниях святых людей. Не думать, что если мы что-то считаем и это нам по нраву, то это на самом деле и есть истина. Вот мы этим много согрешаем. Говорят: «а я так решил», «а я вот так вижу». Да ты можешь видеть как угодно, но если признать, что ты человек грешный и падший, то ты можешь видеть далеко не так, как есть на самом деле. Поэтому опасно очень доверять себе, своим чувствам, мыслям, своим каким-то понятиям. У нас для этого есть Церковь, Святое Евангелие, Святое Писание. Надо сверяться с этими источниками Святого Духа. А иначе можно заблудиться так, что потом бывает трудно выйти.

Поэтому дай Бог, чтобы мы не были слепыми, а для нас были светилом Святая Церковь и Господь наш Иисус Христос. Только Он может дать человеку истинное зрение, тогда жизнь человека будет протекать по-другому. Богу нашему слава всегда ныне и присно и во веки веков. Христос воскресе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *