14 января — Обрезание Господне

«Странный» праздник

14 января Церковь совершает празднование «еже по плоти обрезания Господа нашего Иисуса Христа» (так этот праздник называется в богослужебных книгах). Первые свидетельства об этом празднике относятся к IV веку, хотя праздничный канон был написан только в VIII веке преподобным Стефаном Савваитом. Почему и для чего вспоминается это событие? В чем его смысл? На эти вопросы мы и попытаемся найти ответы.

«Незаметный» день

 

Известный иерарх и духовный писатель XX века митрополит Вениамин (Федченков) очень точно и в то же время честно заметил: «Праздник Обрезания обычно проходит незаметно. И не знаешь, “двунадесятый” ли то праздник или нет <…>. И вообще, в этот день как-то не испытываешь ничего яркого и ясного». А ведь и правда, если открыть январскую Минею — богослужебную книгу, содержащую тексты служб, совершающихся в память святых и праздников, можно увидеть, что порядок службы на Обрезание Господне соответствует порядку служб, совершающихся в дни самых главных церковных праздников, называемых двунадесятыми. И находится Обрезание как раз между двумя из них — Рождеством Христовым и Крещением. Но если 14 января выпадает на будний день, то храмы отнюдь не бывают полны настолько, как можно видеть это в день Крещения Господня (если оно также приходится на будни). А для большинства наших друзей, коллег и знакомых 14 января и вовсе будет ассоциироваться с так называемым «старым Новым годом». И все равно, придя в храм накануне вечером, мы попадем на всенощное бдение, совершаемое самым торжественным образом — вот такое «незаметное» торжество.

Почему же незаметное? Размышляя над этим, можно сравнить этот праздник с праздником, который тоже совершается четырнадцатого числа, но только в августе — «Происхождение (изнесение) честных древ Крес­та Господня». Последний известен очень многим, хотя его богослужебный статус ниже, нежели у Обрезания. Почему? Да потому что это «Медовый Спас» — в этот день по традиции освящают мед. А в день Обрезания не освящают ничего… У этого праздника отсутствует ощутимая, так сказать, материальная составляющая — и это, к сожалению, очень существенно сказывается на отношении к нему. Не случайно митрополит Вениамин, продолжая свою мысль, писал, что даже «в сознании верующих этот праздник — один из самых затененных, точно и не праздник он для богомольцев».

Проверка знаний

 

Но незаметный — не значит неважный. Можно сказать, что праздник Обрезания Господня является проверкой наших познаний о Священном Писании — особенно Ветхого Завета. Заключая завет с праведным Авраамом, Господь дает повеление: Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола <…>. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой (Быт. 17, 10–14). Обрезание — знак завета и посвящения Богу, символ принадлежности к потомкам праведного Авраама. Для ветхозаветного Израиля обрезание ребенка, совершавшееся на восьмой день после рождения, было величайшим событием. В этот день ребенку давалось имя и он становился частью избранного народа. Все это было совершено и над Младенцем Христом: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2, 21).

Теперь мы знаем, почему обрезание было столь важным для израильского народа. Но возникает следующий вопрос.

Зачем обрезание Христу?

 

Христос явился в мир, чтобы свидетельствовать об исполнении завета — Бог не оставил Своего народа, наступило время спасения. Христос как Человек подчиняется закону, налагавшемуся на всех потомков Авраама, — Сам принимает обрезание.

Но ведь Христос Спаситель не только Человек, но и Сын Божий. Разве это не отменяет необходимость обрезания? Сам Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). Как поется в одной из стихир праздника Обрезания, «не устыдеся Всеблагий Бог, плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем».

Святые отцы Церкви видели в обрезании Христа и важный богословский смысл. Принять обрезание может только человек из плоти и крови. А это значит, что и Христос был именно таким — человеком в полном смысле этого слова, во всем подобным нам, кроме греха. Этот аргумент использовался в полемике против докетов (от древнегреческого слова «докео» — «казаться». — Ред.), придерживавшихся мнения, что Христос стал человеком лишь призрачно, и Его плоть была не настоящей.

Кроме этого, принятие обрезания стало указанием на грядущие страдания Спасителя: подчиняясь закону, претерпевая боль обрезания, Хрис­тос предзнаменует крестные страдания и смерть. Обрезание было также символом отсечения греховных страстей: принимая обрезание, Господь свидетельствует о том, что Он пришел, чтобы помочь нам преодолеть, отсечь, отринуть наши грехи.

Для чего это нам?

 

Если после спасительного подвига Господа Иисуса Христа телесное обрезание утратило свой смысл, то для чего мы всё это вспоминаем? Действительно, христианам не нужно обрезание, потому что в Новом Завете оно было заменено Крещением. В Крещении мы, по слову святого апостола Павла, обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11). Очень хорошо мысль апостола развивает и объясняет преподобный Иоанн Дамаскин: «Как обрезание отсекает бесполезный (телесный) излишек, так и через Святое Крещение у нас обрезывает грех».

Мы не нуждаемся в телесном обрезании, но для нас сохраняется его духовный смысл — отсечение греховных страстей. Родившись через Таинство Крещения в новую жизнь с Богом, мы должны отвергать всё греховное и бороться со страстями. Чтобы благодатное семя Божие, посеянное в нас при Крещении, проросло и дало свой плод, нужно возделывать свою духовную ниву: пропалывать сорняки страстей и орошать землю души водами добродетелей.

Поэтому день Обрезания Господня становится еще и напоминанием о борьбе со страстями для всех нас. Известный духовный писатель XX века игумен Никон (Воробьев) так и говорит об этом в своей проповеди: «Мы должны постоянно, ежедневно, можно сказать ежеминутно совершать над собой эту духовную операцию». Всё Священное Писание изображает картину борьбы человека с грехом, победа в которой достигается только через спасительный подвиг Господа Иисуса Христа. Он желает, чтобы каждый из нас приобщился к этой победе, разделил ее с Ним.

И опять же, не случайно день Обрезания всегда приходится на Святки — период от Рождества до Крещения Господня. Святки — это время радости, и ничто не должно эту радость омрачать. Чтобы наша радость не омрачалась, будем удалять от себя всё греховное. «Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует, дает спасение днесь миру», — поется в праздничном кондаке. Обрезание — не просто воспоминание произошедшего очень давно события, это напоминание о том, как совершается наше спасение.

Любой церковный праздник (а тем более столь значимый, как Обрезание Господне) — это еще один повод прийти в храм. Обрезание всегда совершалось в кругу родственников и близких друзей, которые приходили, чтобы разделить с родителями радость о новорожденном. А для христианина — получившего духовное обрезание в Крещении — храм является лучшим местом, где можно побыть в кругу других христиан, духовных родственников и друзей, прославляющих Христа.

Газета «Православная вера» № 01 (573)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *